Отчет о проведении VIII Бианковский Чтений
9 ноября 2024 года в школах Калининградской области состоялись ХVII Бианковские Чтения. Бианковские Чтения – мероприятия, посвященные личности и творчеству великого писателя – натуралиста В.В.Бианки.
Цель проведения Бианковских чтений - пробудить интерес к творчеству писателя, развить у учащихся литературные способности, привить любовь к природе и бережное к ней отношение.
Новостроевская средняя школа в очередной раз радушно распахнула двери для учащихся. Наша площадка называлась «Cказочными тропами». Мы встретились для того, чтобы поговорить о наследии писателя Виталия Бианки, который посвятил свою жизнь тесному общению с природой и оставил замечательные литературные произведения, так любимые и взрослыми, и детьми. Наш «разговор» строился в форме работы по секциям, их было 6, в каждой из них ребята работали с педагогами по избранному направлению.
Обучающиеся предстали юными художниками на секции «Веселая кисточка» под руководством Зоновой Т.Н. Ребята с удовольствием рисовали природу, птиц, зверей. Работать было интересно и ребят завораживало то, что на из глазах белый лист бумаги превращался в яркую картину Рисунки получились красочные, веселые. А еще ребята подготовили «Лесную газету», -вырезали и раскрасили птиц, зверей, насекомых и подписали их. Каждый участник секции унёс с собой результат своего труда – красочный рисунок, который он выполнил сам.
На секции «Юный фотограф», ребята вместе с руководителем Жидких В.И. снимали живую и неживую природу. Фотографии получились классные. На них видны летающие листья, плывущие облака. Под опавшими листьями увидели спящую гусеницу, которая незамедлительно попала в кадр. Во время подведения итогов ученики показали свою фотовыставку.
Секция «Литературная мастерская» ( Рук.Филипенко И.В.)
Занятие открылось выставкой художественных произведений В. Бианки. Участники секции имели возможность не только рассмотреть замечательные книги, но и взять для прочтения домой. На занятии ребята участвовали в викторине по произведениям знаменитого писателя, рассказали об уже знакомых сюжетах. Ребята познакомились с новым рассказом «Музыкант». Увидели, как тонко автор смог сравнить человека и животного, пришли к выводу, что автор призывает беречь животных. В завершении работы ребята, как настоящие иллюстраторы книг, выполнили коллективную иллюстрацию к рассказу, по которой можно не только легко восстановить в памяти содержание прочитанного рассказа, но и побудить зрителей к прочтению этого рассказа!
Занятие на секции «Творческая мастерская» началось с просмотра и обсуждения видеоролика о жизни и деятельности Виталия Бианки. В беседе ребята делились впечатлениями о прочитанных произведениях писателя, полюбившихся героях. Вместе прочитали произведение «Первая охота». После обсуждения словесно нарисовали сюжетные картинки по содержанию произведения. Далее весело приступили к выполнению аппликаций из пластилина. По сюжетным картинкам ребята рассказали сказку о первом опыте охоты юного Щенка. Благодаря сказочному сюжету ребята хорошо усвоили вполне конкретные научные знания. Под талантливым пером писателя самые обыденные явления превращаются в яркие и запоминающиеся. А руководила секцией Красникова Е.Я.
Секция «Юные исследователи»( Рук. Халецкая Н.В. и Мухина Е.Н.) пригласила участников Бианковских Чтений принять участие в детективном расследовании. Однажды лесные обитатели проснулись и обнаружили, что их лес исчез. Звери и птицы в панике, недоумении и расстройстве. И только Лось оказался способным сохранить спокойствие и здравомыслие в этой непростой ситуации. Он решил провести лосьследование, чтобы выяснить, куда делся лес и как его вернуть. Шерлок Лось предлагает ребятам стать его помощниками, однако сперва они оказываются подозреваемыми. С помощью подвижной мини-игры ученики обнаруживают, что каждый день пользуются большим количеством вещей из древесины. Теперь предстоит выяснить, насколько разумно люди это делают, не это ли стало причиной исчезновения леса и какую роль леса играют в нашей жизни. Чтобы собрать больше информации, которая может помочь лосьследованию, сохатый предлагает ребятам подготовить срочный выпуск лесной газеты-молнии, которая оповестит всех о случившемся. Секция превращается в редакцию и трудится над созданием номера, размещая в нем информацию о важности леса для всех живых существ.
Завершающую точку в Чтения поставили участники секции «Лесной театр», которой руководила Тюменцева Т.А. Один из любимейших рассказов ребят у В.Бианки- "Теремок". И конечно, ребята с большим удовольствием решили принять участие в постановке этой сказки на сцене. Каждый участник вживался в роль своего персонажа, с удовольствием готовил костюм и заучивал слова. Сказочные костюмы, праздничное настроение, серьезность «артистов» сделали свое дело. Сказка была принята аплодисментами зрителей и получила хорошую оценку. Все ребята были в восторге!
Глядя на увлечённые и счастливые лица ребят понимаешь, что проделана важная и нужная работа, которая обязательно оставит след в душах ребят, сделает их ближе к творчеству В.В. Бианки и к окружающей природе.
Разнообразие предложенных видов деятельности, живое общение со сверстниками, возможность творчески проявить свои способности, научиться новому в коллективе – всё это важные составляющие для адаптации в социуме, возможность почувствовать себя частицей нашей столь многообразной природы. Руководители секций продумали разные формы работы. Главное - заинтересовать ребят и увлечь идеей, границ для их творчества не существует.
Заключительный этап – презентация деятельности каждой секции, явился убедительным и ярким подтверждением успешного сотрудничества. Важно, что такой встрече предшествовала большая подготовительная работа учащихся под руководством опытных педагогов. Ребята получили не только новые знания, навыки и умения в разных сферах жизни,но и смогли выразить себя через фотографии, поделки из пластилина, природного материала, рисунки, театрализацию.
Ребята старательно придумывали сценарий презентации итоговой работы, и получилось здорово!
Еще во время проведения чтений в школе работала выставка поделок из природного материала. Лучшие работы были отмечены грамотами.